Тенденции развития рынка шоколада

18.11.2015
автор Алексей Дурнев

Рынок шоколада сегодня достаточно насыщен, и удивить сладкоежек становится все сложнее и сложнее. При этом ассортиментные линейки многих производителей довольно похожи (в них обязательно представлены горький шоколад, молочный шоколад, с цельным или дробленым фундуком и пр.).

Новая тенденция в шоколаде на сегодняшний день — это добавление в шоколад кусочков натуральных ягод, фруктов, иногда мармелада. Мягкими и более полезными фруктами и ягодами заменяются, как правило, калорийные, трудноусваиваемые орехи, мода на которые уходит вслед за модой на изюм. Фрукты добавляются не только в плиточный шоколад, но и в конфеты, позволяя производителям создавать так называемый «мягкий грильяж». При этом разнообразие возможных натуральных включений позволяет создавать целые продуктовые линейки: от шоколада с цитрусовыми нотами (цукатами лайма, лимона, апельсина) до шоколада с кусочками таких любимых и родных россиянам чернослива или шоколад с лесными ягодами (клюквы, черники). Особый спрос наблюдается также на шоколад с вишней и клюквой, который по цвету отлично сочетаются не только с темным, но и с белым шоколадом и привносят в изделие приятную кислинку. Оригинальное вкусовое сочетание получается при добавлении в горький шоколад имбирных цукатов — эти ниши пока еще не заняты, а потребители для них есть.

Еще одно интересное направление в области шоколадных инноваций — добавление в шоколад натуральных экстрактов. Лидер в этом направлении — экстракт зеленого чая, богатый антиоксидантами. На западе очень популярно сочетание шоколада с мятой — в России это направление пока представлено достаточно скромно. Еще одно интересное направление — виноградный шоколад: не с изюмом, а с виноградным наполнителем, соком или ароматом муската.

Большинство производителей ориентируется на потребителей с высоким социальным статусом. При проведении глубоких исследований выясняется, что по сравнению с посещением кафе, ресторанов и другими гастрономическими изысками шоколад — вполне доступное удовольствие для широкой аудитории. Шоколадная плитка для российского потребителя — сопутствующий товар, предмет импульсного потребления, «под настроение» (если он покупается для себя, а не в подарок).

Удовольствие — главный драйвер этой категории, и чем лучше продукт удовлетворяет эту потребность покупателей, тем выше спрос на него. По результатам опросов, более 42% потребителей употребляют шоколад один раз в неделю и чаще. Таким образом, для многих россиян шоколад стал предметом повседневного спроса, а для некоторых — и первой необходимости. Совсем не употребляют его только 14% потребителей.